"Рыболовов -лодочников в России великое множество. Огромная армия «пвх-шников», я в шутку называю эту категорию «батутные войска» и, между прочим, являюсь ее почетным сержантом , имея аж два варианта надувнушек: один сплавной для малых рек ,а другой чуть побольше для компании.
Но с приходом к большим и удобным «посудинам» в формате до 6 метров пришли и новые проблемы. Большие лодки позволяют чувствовать себя безопасно и комфортно, но берут за это плату временем и разнообразными форс-мажорами при перевозках.
Как активному передвиженцу на колесах мне, конечно, доводилось попадать в разнообразные ситуации и, исходя из моего скромного опыта, набрались кое-какие наработки, которыми хотелось бы поделиться. Если это кому-то поможет не остаться посреди дороги в одиночестве, я буду только рад.
Первое упоминание о проблемах с перевозкой настигло нашу компанию при возвращении из Карелии лет восемь тому назад. Наш прицеп с «Глэдиусом» был загружен всевозможными дарами природы — ягодами, рыбой и тому подобное. Причем, компания была большая, и весил весь этот скарб прилично.
Прицеп был явно перегружен, но и авто было забито под завязку. Километрах в двухстах от Медвежьегорска начал пробиваться писк трущегося металла. Это была первая послепвхшная поездка и о ступицах мы знали только понаслышке.
Потрогать их мы не додумались и в итоге я пробежал за машиной и выявил проблему с левым колесом. Ну, скрипит и скрипит. Моросящий дождь и холод не располагали к каким то действиям и мы решили ,что потихоньку доедем. Только стали трогаться как колесо просто с корнем вывернуло набок и лодка едва не перевернулась вместе с прицепом — лопнул подшипник.
Слава моему запасливому напарнику, ученику и хорошему другу! Когда я узнал, что Вася запасся аж двумя подшипниками загодя, я готов был его расцеловать. Запастись то запасся, а инструмента, что бы его снять нет… В итоге помог дальнобойщик, долгих лет ему жизни. На тот момент этот суровый мужик достал и киянку, и большую головку для установки нового подшипника, и смазку, да еще и помог нам с установкой. Все эти манипуляции он провел в рубашке с расстегнутым воротом, а между прочим мы мерзли в «Гортексах» и промокших насквозь кроссовках. На улице было градусов 10-12.
Так вот, ступицы. Желательно, чтобы они были усиленные, обязательно иметь пару подшипников, молоток, трубу или крупную головку для посадки по диаметру подшипника. Это кроме основного комплекта ключей и надежного домкрата. Проблема со ступичными подшипниками распространенная и за все время (7-8 лет) мне пришлось столкнуться с ней не единожды.
Следующий вопрос к тенту. Обычно мы используем два. Один транспортировочный, а другой стояночный от дождя и сырости на воде. Первый скрывает лодку полностью с бортами от сколов и грязи, второй — легкий, по бортам на кнопочных креплениях.
Фары прицепа, если есть такое желание, можно загерметизировать. Номер желательно прикрепить с помощью быстросъемных креплений, или использовать для него отдельную рамку под фарой, ибо по закону он должен быть с подсветкой. Утеря его в варианте без рамки на стандартном месте установки дело плевое, и в связи с этим в багажнике всегда лежит дубликат, который можно сейчас сделать в любом количестве.
Также обязателен страховочный трос для прицепа и лебедки. Этим многие пренебрегают. Последний печальный пример был в Конаково. Перед нами парень вытащил пластиковый катер, ставил неграмотно и в итоге он встал криво. Он попросился заехать вновь, поправить (это было после второго тура, когда из лодок собирается очередь , так как все обычно торопятся). Он стал сдавать назад и слишком резко притормозил, катер «клюнул» носом и рывком снял стопор лебедки. Визг,грохот и — вуаля! Лодка бухнулась на бетонный слип, который славится своей крутизной…
В итоге напор и смекалка участников Пала позволила лодке сползти вниз. Через «веселую» бетонную ступеньку. А ведь всей этой проблемы удалось бы избежать с обычным страховочным крючком.
Для датчиков эхолота нужна защита, ибо поцарапанный, к примеру, бронзовый реймариновский девайс просто перестает работать. Одна царапина и баста! Также и прижимаются и обертываются в тряпку транцевые датчики, там все не так фатально, но береженого, как известно…
Простейший набор из жгутов для скорого ремонта колес и насос обязателен. А то порой и обычный прокол может обернуться трагедией. В дороге бывает всякое: ломалась штанга лебедки (тут уж точно нештатная ситуация), лодка сползает набок, рвется тент, протираются и теряются стропы и за этим, конечно, нужно следить. Выскочил размять ноги и по нужде — не поленись, потрогай ступицы, подтяни ремни, покосись «лиловым глазом», не сползла ли лодка.
Для сверхдальних перегонов на расстояние 1000 километров и более советую обзавестись рацией, которые используют дальнобойщики. Всегда можно попросить помощи, если сам не справляешься с ситуацией, да и вообще, они веселые ребята, там целая жизнь на канале.
На этом, пожалуй, и все, как говорится: «Ни гвоздя, ни жезла!»… Если же у Вас возникнут какие-либо вопросы, то я с удовольствием на них отвечу."
С уважением, Александр Фролов