Закончился 1-й этап PAL 2019 в Сызрани. Наш экипаж занял непривычно высокое для себя 6 место. Результат мог бы быть и гораздо лучше, но обо всем по порядку.
Теоретическая подготовка
Картографическая подготовка является сильной стороной нашей команды. Она дает огромное количество информации, но без понимания фундаментальных закономерностей и того, что в настоящее время происходит на водоеме может сослужить недобрую службу. Велик риск скатиться к поверхностному обследованию перспективных участков, типа «ну и что, что на этом участке не нашли рыбу/не подобрали ключик, впереди их еще много, найдем…» Это становится похоже на то, когда шахматист не умеет оценивать позицию и ищет вширь — рассматривает очень много вариантов продолжения, но ни один из них не просчитывает дальше второго хода либо тратит неоправданно много времени на проработку заведомо бесперспективного варианта. Итог бывает печален, и мы неоднократно наступали на эти грабли.
Выводы из прошлых неудач были сделаны – в межсезонье была проделана большая работа по устранению пробелов в фундаментальной теоретической подготовке. Мы перелопатили огромное количество популярной и специальной ихтиологической литературы, критически переосмыслили прочитанное применительно к нашему рыболовному опыту. В результате пазл из фундаментальных закономерностей определяющих поведение объектов ловли в нашей голове сложился.
Целенаправленную подготовку к первому этапу мы начали, как только стали известны места проведения этапов. Сделали новые карты Камского устья, прочитали всю ихтиологическую литературу, где речь шла о Куйбышевском водохранилище, проанализировал район, где Сергей Жмур ловит своих трофейных щук, определился с участками, которые будем разрабатывать в первую очередь, составил план и уже предвкушали удовольствие от применения новых знаний на практике, когда пришло известие о переносе первого этапа в Сызрань. Было от чего расстроиться – объемные наработку легли на полку.
С Сызранью все было проще, с прошлых этапов уже были наработки – карты и большое количество перспективных точек. На карты с багажом теоретических знаний, приобретенных в межсезонье, мы уже смотрели совсем другими глазами. Достаточно было беглого взгляда для того, чтобы понять, где и что искать, и был составлен план, от которого мы не отступали.
Ниже карты, которыми мы пользовались на этом этапе.
Спутниковая карта, на которой виден рельеф дна на мелководьях и отмечена легендарная щучья тропа.
Зона проведения официальных соревнований на спутниковом фото, сделанном в конце осени. Вода прозрачная, виден рельеф дна.
На одном экране отображены спутниковые снимки сделанные в разное время года. Справа летний снимок, но котором видна трава, он особенно полезен для русловых свалов и кос.
Правая часть экрана — спутниковое фото в начале весны. Эту карту по достоинству оценят участники официальных соревнований. Проталины наблюдаются там, где есть движение воды и именно на эти места удивительным образом ложатся уловистые точки. Хотя, что тут удивительного? Все вполне закономерно.
Справа на экране карта 1800-х годов, подготовленная группой военных картографов. Как видно за время прошедшее с момента затопления рельеф не замылся. Отмечено озеро Широкое, в котором, а также во впадающих закоряженных ручьях, со слов старожилов временами ловится трофейная щука.
Американская военная карта до затопления. Только на этой карте можно найти затопленное русло реки Чагра, на закоряженных свалах которого, со слов местных рыбаков, ловятся трофейные щуки и судаки.
Старая бумажная лоция, которая содержит немало подсказок для думающего рыбака.
Карта глубин. Ну куда же без нее?!
И наконец мозаика (карта дна полученная с помощью гидролокатора бокового обзора, в нашем случае Structurscane Lowrance). На приведенном фрагменте показан заваленный бревнами крутой свал в непосредственной близости от выхода из залива на фарватер. На этом свале местные рыбаки временами ловят трофейного судака.
Техническая подготовка
После подготовки плана мы взяли паузу. В силу занятости к технической подготовке приступили лишь за полторы недели до отъезда на тренировки – для начала решили отмыть лодку от прошлогодней грязи и с ужасом обнаружили, что часть гелькоута на днище отвалилась и дно буквально дышит. Напарник срочно повез лодку в Саратов к специалистам по пластиковым корпусам. Вскрытие подтвердило худшие подозрения – от наших скачек по волнам напрочь разрушилось усиление по левому борту и мы лишь чудом уцелели на последнем этапе прошлого года.
Спасибо Шипову Константину, он как настоящий друг согласился свернуть работы по своей лодке и попросил специалистов срочно заняться нашей. Особая благодарность Игорю Слободскому, под руководством которого бригада специалистов буквально ночевала в боксе для того, чтобы к назначенному сроку выполнить все работы по ремонту корпуса. Не подвел и механик Гладков Алексей, выполнивший ТО мотора, пока кипела работа над корпусом и отремонтировавший тент.
Тренировки
По завершению всех ремонтных работ мы приехали в Саратов, забрали лодку и отправились на рыболовную базу «Успех/Удача», где уже вовсю тренировались экипаж монстров российского джига Шабалина-Евтисова и экипаж Шипова-Барсукова, с которыми мы и поселились в одном домике.
Тренировки мы начали с проверки популярных точек известных нам по прошлым этапам. Не смотря на аншлаг и постоянную карусель из других экипажей, на этих точках рыба поклевывала, но особого энтузиазма это не вызывало. Вечерами мы хором с монстрами российского джига исполняли ритуальное ПАЛовское нытье про тотальное бесклевье и лакомились жареным судачком, которым ежедневно нас угощал эксперт по приготовлению судака Сергей Евтисов.
Во время тренировок произошло удивительное событие. Дело в том, что я в последнее время стал интересоваться старинными иконами и вот в один из вечеров знакомый предложил мне приобрести икону с изображением, как позже выяснилось, преподобного Адриана, на которой среди ветвей дерева была изображена щука, а на заднем плане два рыбака (команда!) с сетью.
Меня такой сюжет, естественно, живо заинтересовал, и я за разъяснениями обратился к знакомому священнику. Он прислал мне ссылку на описание Жития преподобного Адриана, где среди прочих были и такие слова: «…Во время их хождения белосельские поселяне отправились на рыбную ловлю по реке Ветху вниз и против того места, где на дубе был поставлен образ Пресвятой Богородицы, поймали двух таких больших щук, каких прежде не лавливали, да и после лет двенадцать таких крупных рыб не попадалось, а только мелкие…»
После таких слов, я, недолго думая, приобрел икону.
Утром я рассказал об этом нашим друзьям — соперникам, показал икону и поинтересовался, что они на этот счет думают. Мнения разделились, Шабалин Дмитрий сказал, что это знак того, что для победы надо ловить сетью, а Сергей Евтисов сказал, что поскольку щука висит в ветвях дерева, то это знак того, что искать ее надо в корягах. И оба сошлись во мнении, что в турах рыбу наш экипаж поймает.
В один из следующих дней в самой дальней зоне не без помощи карт и теоретических знаний, приобретенных в межсезонье нам удалось найти довольно обширный участок акватории с восемью локальными пятнами коряжника на правильном рельефе. Сказать, что там ловилась трофейная рыба – значит ничего не сказать, с одной постановки удавалось двумя последовательными забросами ловить и судака на 3 кг и щуку под 8 кг.
Надо ли говорить, что ставка была сделана на этот район. Прогноз погоды по ветру на дни туров был тревожным, но направление ветра оставляло шанс прокрасться к этим местам укрывшись за правым высоким берегом. Загвоздка была в том, что там было полным – полно опасных мелей и даже местные не решались там ходить. И тем не менее было принято решение в турах ловить на этих пятнах коряжника и идти к ним прижавшись к правому берегу. С помощью всех имеющихся в нашем распоряжении карт в оставшееся тренировочное время мы нашли относительно безопасный маршрут.
1-й тур
Со старта утренний легкий ветерок позволил по фарватеру на скорости 107 км в час достаточно быстро долететь до зоны ловли. Было пасмурно, временами накрапывал мелкий дождик. Слабый ветер усыпил нашу бдительность, мы сочли, что прогноз оказался неточен и решили начать ловлю с ближнего к берегу пятна коряжника, где поутру хорошо клевал судак. Щучьи пятна были недалеко от фарватера, клев там был активнее ближе к полудню, и мы их оставили на десерт. Это было ошибкой, которую можно и нужно было избежать, и она нам впоследствии аукнулась.
Поимка судаков длиной 60 см у меня началась с первого заброса. Пока напарник отцеплял рыбу и делал ей физзинг я брал другой спиннинг и следующий судак уже стоял в очереди на оздоровительные процедуры. Так мы и продолжали, и, хотя Игорь не успевал за моим темпом ловли и подтормаживал процесс, через 30 минут мы уже были закрыты шестью судаками.
Следующие 30 минут мы безуспешно пытались укрупниться на этом пятне – следовали многочисленные сходы, а те рыбы, что удавалось завести в подсак, оказывались близнецами своих братьев в лайвеле.
Ветерок начал раздувать и было принято решение темпового облова остальных пятен. Следующее пятно было уже подальше от берега, оно не принесло нам поклевок, и мы двигаемся дальше.
Прогноз погоды начал сбываться, ветер усиливался на глазах.
На следующем пятне, которое было еще дальше от берега было поймано несколько стандартных судаков и щука килограмма на 4-5, которая сошла у самого подсачека. Ветер усилился уже настолько, что волны временами поднимались более метра и захлестывали через борт, а троллинговый мотор хватал воздух. Единственной возможностью продолжить ловлю был возврат на первое пятно под самый берег, что мы и сделали, а самые перспективные с точки зрения поимки щуки пятна коряжника так и остались необловленными.
На первом пятне под берегом условия были не столь комфортными как вначале, но терпимыми. Судак уже не так часто клевал, как вначале, зато стал крупнее – мы укрупнили обитателей лайвела до длины 65 см и было несколько сходов крупных рыб. А ветер тем временем поменял направление и задул вдоль русла, ситуация становилась критической, необходимо было срочно возвращаться.
О том, чтобы возвращаться правым берегом не могло быть и речи — слишком велика была опасность повредить мотор, ведь и там была большая волна, а вода не только вздымалась вверх, но и опускалась вниз. Приняли решение идти фарватером. Шли в переходном режиме, попытки выхода на глиссер приводили к сильным ударам лодки о воду, судаки переворачивались вверх брюхом и мы рисковали превратить их в фарш. Пришлось идти галсами. При движении наискосок к волнам каждая волна сопровождалась захлестыванием ведра воды в лицо и через минуту мы были насквозь мокрыми. На ум приходили слова из песни: «Штурмовать далеко море посылает нас страна…» и поговорка поморов – «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Оставалось только радоваться тому, что вода теплая. Всю дорогу напарник, стоя на коленях, держал рыбу. Пришли мы к финишу за полчаса до окончания тура, затратив на это 3,5 часа, при этом завершающий участок от места сужения выше Заволжья до парома мы шли островами в глиссере со скоростью 100 км в час. В переходном режиме мотор работал с большой нагрузкой, в баке на финише оставалось меньше 20% бензина.
Судаки остались живы, взвешивание показало 11,2 кг – 7-ое место. После взвешивания подошли Евтисов Сергей и Шабалин Дмитрий, поздравили, сказав, что не напрасно они нас кормили каждый вечер жареным судаком и понял я, что одних только слов благодарности в этой ситуации маловато будет…
2-й тур
Во втором туре прогноз к полудню уже не обещал такого сильного ветра, как накануне. Но со старта ветер оказался сильнее, чем в первом этапе и нам пришлось лететь к своему району ловли уже прижавшись к правому берегу. Мы решили ничего не менять и начали ловлю с той же точки, что и накануне.
Было солнечно и теперь уже судак клевал значительно реже, но экземпляры встречались крупнее. Вперемешку со стандартными 60-ти сантиметровыми клевали довольно упористые рыбины, которые после непродолжительного вываживания сходили. Одну из таких рыбин все же удалось завести в подсак, на предварительном взвешивании она показала 4,1 кг. Когда мы уже были закрыты 6-ю судаками возникла продолжительная пауза в клеве, во время которой мы обнаружили, что второй по величине судак чувствуется себя, мягко говоря, неважно. Мы решили пару самых крупных рыб сдать на предварительное взвешивание. По нашим расчетам после взвешивания и возвращения на точку у нас должно было остаться еще 4 часа до финиша.
Так и получилось, при этом бензина в баке оставалось около 25%. Мы понимали, что вернуться нам его хватит только в том случае, если большую часть обратного пути мы пройдем в глиссере.
Дальнейшая ловля в этом районе была безрезультатна, больше мы ни одной поклевки не видели. А ветер тем временем усиливался и уже достиг такой величины, что мы стали опасаться сможем ли мы вернуться. Наши нервы не выдержали, и мы пошли назад. Это решение было правильным, местами нам приходилось идти в водоизмещающем режиме. В центральную зону мы пришли с запасом топлива, который не позволял носиться с точки на точку в надежде укрупниться щукой.
И, по правде сказать, мы оказались морально не готовы бороться за более высокие места — исчерпался не только бензин в баке, но и наш адреналин. В собственных глазах мы уже победили и оставшиеся 2,5 часа мы просто убивали время. По результатам взвешивания мы оказались шестыми.
Результатом мы довольны. Но не занятым место, а главным образом тем, что мы стали получать удовольствие не столько от процесса поимки рыбы, сколько от ее поиска, удовлетворение от того, что наши теории и гипотезы начинают подтверждаться на практике.
Но наш результат мог бы быть и гораздо лучше. Реализация поклевок составила не более 50% из- за зияющих пробелов в технике выполнения таких элементарных приемов, как подсечка и вываживание. И это закономерно, ведь мы «диванные» рыболовы, бываем на рыбалке 3 раза в году – 1-й, 2-й и 3-й этапы PALа.
Мы совершили «гениальное» открытие – для того, чтобы занимать самые высокие места мало делать хорошие карты и знать закономерности поведения рыбы, нужно банально чаще ее ловить. Осталось дело за малым, купить где-то время для того, что проверить эту гипотезу.
В заключении хотелось бы поблагодарить организаторов, друзей-соперников за бескомпромиссную и честную борьбу, за радость общения.
Спасибо нашим немногочисленным и оттого безмерно дорогим сердцу болельщикам! Мы чувствовали Вашу поддержку.
P.S.
Житие преподобного Адриана Пошехонского: «…и поймали двух таких больших щук, каких прежде не лавливали, да и после лет двенадцать таких крупных рыб не попадалось, а только мелкие…»
А мы то оба тура судаками закрылись!
Значит все еще впереди! Учись жарить щуку, Сергей!