Немного предыстории…
Строительством лодок я «заболел» году эдак в 2005. Причина постройки первого корпуса была банальна-то, что можно было купить не устраивало по ряду параметров, а то, что хотелось было не купить.
Все мои предыдущие лодки были построены из фанеры. Я уже много раз касался плюсов и минусов этого материала, поэтому подробно останавливаться не буду, скажу лишь, что плюсов больше. Однако есть один минус, в результате которого я отказался от фанеры в этом проекте.
Фанера-листовой материал! А, как известно, деталь из листового материала не всегда может быть изогнута в нескольких плоскостях. Поэтому все обводы судов, выполняемых из фанеры (да и АМГ тоже) проектируют таким образом, что бы листы обшивки корпуса «разворачивались на плоскость». А значит что то приноситься в жертву: мореходность, остойчивость, экономичность и т.д.
Хотя конечно есть и исключения. Вот этот фанерный моторный катамаран весьма сложнопрофильный, но все детали его корпуса в отдельности разворачиваются на плоскость!
Но создание подобной лодки процесс настолько трудоемкий и затратный, что я не могу решиться на реализацию подобного проекта. По крайней мере пока)))
Итак пластик. Чуть теории…
Любые изделия из стеклопластика, будь то ванна, автомобильный бампер или лодка изготавливают по одной технологии, с небольшими вариациями. Сначала изготавливают мастер-модель (болван), чаще всего из дерева, доводят его поверхность до приемлемой, после чего с него снимается матрица, т.е. на болван накладываются слои стеклоткани и стекломата разной плотности, прикатываются и пропитываются полиэфирной или эпоксидной смолой. После высыхания эту скорлупу снимают и начинают доводить до совершенства сначала шлифованием, а потом полировкой. В последующем уже в этой матрице формируют изделия.
Вообщем то понятно, что процесс не бюджетный, т.к. на выходе получаются аж 3 лодки- деревянная, «наизнанку» ну и наконец корпус лодки. Поэтому строить одну лодку по этой технологии- очень дорого и трудозатратно.
Именно поэтому я начал поиск готовой матрицы корпуса, который мог бы удовлетворить моим запросам. Анализ предприятий, производящих лодки из стеклопластика привел к неутешительным выводам. Либо не то, либо невозможно заказать скорлупу. Но я не сдавался и, в итоге, нашел необходимую матрицу в паре тысяч километров от дома. Недолгие переговоры с абсолютно адекватным производителем, который, к сожалению, свернул производство и распродавал остатки. Вообщем мне повезло и я стал обладателем не только нижней части корпуса размеренниями 5х2 метра, но и заготовки верхней, которую предстоит переделывать «под себя». Основной проблемой стала перевозка корпуса в Рязань. Известные транспортные компании насчитывали настолько астрономические суммы, что мне показалось, будто они решили доставлять лодку своим ходом. Но и тут упорство взяло верх над отсутствием сервиса и я договорился с частником, который что то перевозил в попутном направлении.
Итак 2 половинки корпуса разгружены на стоянке около дома и ожидают перевозки в гараж.
Привез эпоксидный компаунд. Мой опыт работы с продукцией компании Эпитал достаточно большой, поэтому могу смело рекомендовать составы их производства. Это для меня новый. Подобрал под данный проект состав с наименьшей вязкостью и максимальным сроком жизни, так как надо будет пропитывать сразу несколько слоев плотной ткани.
Итак, вопрос с транспортировкой решился и благодаря усилиям 4-х человек корпус перевезен на место будущих «баталий»
Теперь предстоит разметка и срезание всего «лишнего». Ибо крайне важен каждый килограмм веса и все не нагруженные детали конструкции будут заменены на сэндвич.
Начал разметку основных элементов. Долго ходил вокруг с рулеткой, прикидывал и так и этак. Основная задача правильное размещение консолей, так как от них зависит очень многое: развесовка лодки, размеры носовой и кормовой площадки, садка под рыбу, бензобака, аккумуляторов и размер рундука под удилища. В результате пришел к выводу, что нужны размеры рамки стекла, ибо от нее будут зависить размеры консолей.
Начал резать. Так сказать «проба пера»… Точнее болгарки, пылесоса и моей нервной системы. Первые резы показали толщину пластика (весьма внушительную) и необходимость более тщательной подготовки к этому процессу в области защиты кожи и органов дыхания.
Резать стеклопластик то еще занятие… Стеклянной пыли столько, аж рез не видно. Но основной объем лишнего удален и теперь начинаем созидательную часть.
Следующим важным шагом стала промерка места под установку топливного бака. Будет в первых двух квадратах (см фото). Бак заказываю сварной из АМГ в размер. Одновременно будет служить балластной цистерной. Емкость примерно 90-100 литров.
А вот и чертеж бака. Расчетный объем 97 литров.
Все «лишнее» удалено. Сняты размеры транцевой доски и шпангоутов. Идет подгонка ал профиля под обвязку рецесса и носового настила.
Параллельно с работами по корпусу производился поиск и заказ основных комплектующих, с этим у нас все очень непросто. Очень важно на момент заказа иметь полное представление конструкции подиумов, рецесса и консолей. Это позволит безошибочно заказать комплектующие.
Итак были найдены и заказаны: рамка стекла, сидения, топливный фильтр, все комплектующие для аэрируемого садка, аварийная помпа, блок переключателей, ,бардачок, утки, рулевой редуктор и трос, виниловое покрытие для кокпита и т.д.
Получены комплектующие для аэрируемого садка (livewell)
Размер емкости 1500х300х260, расчетный объем 115 литров
Будут установлены 2 помпы: на подачу и рециркуляция/слив. Производительность помп 800 галлонов в час.
Это означает, что при постоянном включение на полную помп (и подачи и слива), 100 литров воды полностью меняется каждые 2 минуты.
Запланировано 3 режима работы livewell:
1. Максимальный-помпа подачи и помпа слива постоянно включены
2. Экономичный -помпа подачи по таймеру/ слив самотеком
3. Рециркуляция — подача выключена, помпа слива работает по замкнутому контуру аэрируя воду из лайввела обратно в лайввел
Помпы быстросъемны и взаимозаменяемы.
Последним приехал бензобак.
Стекло собрано и примерено на лодку. Все отлично подошло.
Продолжение здесь http://proanglers.ru/blog/rytov-kuzmichev/saga-o-postroyke-mechty-fishmaster-162pro-chast-2/