Итак, друзья, давайте вспомним, чем закончилась первая часть моего рассказа. Благополучно добравшись до дома, мы перегрузили наши вещи в другую машину и уже рано утром в компании четырех человек вновь выдвинулись на рыбалку… До первой реки доехали без приключений и отправились именно на тот участок, где накануне проходила наша рекогносцировка. Поскольку увиденное тогда нас очень порадовало, а сход крупной щуки вселил в нас надежды, нам, разумеется, захотелось вернуться сюда поскорее, чтобы тщательно и планомерно обловить весь участок.
Не теряя времени, я быстро собираю снасти и иду на то место, где у меня вчера был досадный сход. Дойдя быстрым шагом до намеченной точки, несколько раз забрасываю воблер, а потом простукиваю окрестности джигом. Однако на все мои ухищрения щука никак не реагирует. Скорее всего, ее здесь уже просто нет, ведь вчера она мне давала целых два шанса ее поймать.
Времени еще много, его с лихвой хватит на тщательный облов всего намеченного участка реки; переезд на другую речку мы запланировали на послеобеденные часы. Решаю задержаться в одном перспективном, на мой взгляд, месте. Здесь образовался большой завал из бревен, и глубина под моим берегом — около трех метров, а у противоположного берега — метр.
Конечно, шанс оборвать приманку в таких завалах очень велик, и разумней было бы использовать шнур потолще, но, сказать честно, я не сторонник «канатов». Приходится полагаться на тактильную чувствительность снасти, и мой Norstream Kando мне в этом здорово помогает, позволяя очень аккуратно проводить приманку среди коряг.
Через несколько забросов мне, наконец, все же удается подобрать приманку и соблазнить хоть и маленькую, но очень резвую щучку, которая яростно сопротивляется и все норовит ускользнуть в дебри завала. Не оставив ей ни единого шанса ей на побег, я быстро вывожу ее на берег и делаю фото на память.
Звоню товарищам, интересуюсь, как дела у них. Говорят, что было несколько поклевок и попался один «шнурок». Пока я разговариваю, джиг после очередной проводки лежит на дне у самого берега. И вдруг его хватает щука! Видимо, перерыв, который я сделал на время телефонного разговора, сработал, как затянувшаяся пауза в проводке. После подсечки щука кидается к ближайшей коряге и скрывается за нею. Ну, ясное дело, когда в одной руке телефон, а в другой спиннинг, шансы явно не в пользу рыболова.
Возвращаюсь к товарищам, и мы решаем переехать на следующую по плану речку. Собственно говоря, она вызывает у нас сильные опасения: есть подозрение, что вода там высокая и мутная. Но в этом следует убедиться. Сделав крюк километров в тридцать, мы выезжаем к мосту через речку и видим то, чего и опасались: муть, грязь, вода высокая. Ехать дальше нет смысла, и мы решаем направиться в сторону третьей речки, где и разбить наш лагерь для ночлега.
Еще пятьдесят верст — и мы на месте. Речка встречает нас прозрачной водой, уровень которой, правда, слегка повышен. Ландшафт красивый. Сразу обращаем внимание на течение: участок реки отлично подошел бы для ловли голавля, но никак не щуки. Правда, тут есть и всяческие затишки, обратки и ямки, которые мы и решаем сначала обловить, а уж потом делать выводы, стоит ли утром переезжать на запасное место или все-таки остаться здесь.
Взяв снасти, принимаемся за изучение водоема. Пока я подстраиваюсь под здешние условия ловли, ребята начинают ловить, и первые же забросы показывают присутствие активной щуки. Такое ощущение, что она есть буквально везде: куда ни кинь — клюет. С одном места у ребят происходит по 10–15 поклевок, и большую часть щук удается подсечь. То там, то тут раздаются всплески или треск тормоза. Ловят все, кроме меня! Почему у них клюет, а у меня нет?
Следующий час моей рыбалки получается экспериментальным, можно сказать — учебным. Все дело в том, что я никогда еще не ловил щуку спиннингом в проводку! Да-да, именно в проводку. Плотву в проводку ловил, леща — ловил, но никак не зубастую. Ребята тоже не сразу разобрались, но когда поняли, то у них почти ни одна проводка не обходилась без контакта с рыбой.
Все время я использовал груз 5–6 г и приманки 3,5 дюйма, облавливая затишки и обратки. А надо-то было ставить груз не более двух граммов, выполнять заброс выше по течению («апстрим»), на мощную струю, которая проходила по середине реки, подхватывала приманку и несла ее вниз. И тут уже следовало выполнять небольшие плавные подбросы, для того чтобы приманка играла именно в потоке; вращать катушку при этом практически не требуется. Когда приманка проплывет мимо нас и направится ниже, нужно открыть дужку и сдать несколько метров шнура, не допуская, однако же, образования слабины.
Вот именно на такую проводку в самой струе щука и реагировала жадными поклевками. Даже «шнурки» заглатывали 3,5-дюймовую приманку по самый поводок. А когда на течении происходит поклевка рыбы покрупнее (от килограмма и выше), эмоции просто начинают бить через край.
Вечером у костра каждый из нас рассказал о своих впечатлениях. А рассказать было о чем! Конечно же, о переезде на другой участок реки не могло быть и речи:
— Утром мы ловим тут!
Больше всего запомнилась Димина история. В первом же месте он спустил двух щук чуть больше килограмма, причем они не раз выходили за его приманкой; случалось, что приманку преследовали сразу две рыбы. Позже он неоднократно туда возвращался, и картина повторялась. Щуки выходят, а поймать их не удается. Одну он почти уже взял, но она сорвалась с крючка, побилась о берег и ушла. Дима был уверен, что завтра он обязательно их возьмет, уж одну-то — наверняка. Мы даже заключили небольшое пари: поймает или нет, одну или две?
Забегаю вперед, скажу, что Диме все-таки удалось выловить одну из красавиц. Он рискнул поставить Tiny Magallon MR и послать его в тот самый коряжник, где стояли щуки. Очень медленная и осторожная проводка дала результат: щука не удержалась и яростно схватила воблер. Ну, тут уж у нее не было шансов, мощные тройники надежно засели в ее зубастой пасти.
Утро следующего дня
Сделав выводы и внеся соответствующие поправки в свою снасть, я выдвинулся в сторону реки с пониманием того, где стоит рыба и как ее соблазнить приманкой с двухграммовым грузом. Но первую щуку я поймал, как ни странно, не на струе, а под нависшим деревом, ветки которого опускались в воду. Там оставался лишь небольшой прогал, так что надо было выполнить заброс «скиппингом», рискованный и технически очень сложный, тем более с безынерционной катушкой. К моему удивлению, все получилось с первого раза, причем идеально. Приманка точно прошла под ветками и ушла чуть дальше. Медленная проводка с небольшими подбросами, пауза, поклевка — и вот уже рыба на берегу!
Ну, а дальше началось… Мой первый опыт ловли щуки в проводку на искусственную приманку удался на славу. Рыба брала как на самой струе, так и на границе быстрого течения и спокойной воды. Ну, прямо не щука, а какой-то «зубастый голавль», повадки с голавлем один в один!
Быстро подстроившись под эти условия, я начал извлекать в среднем по две- три рыбы с одного места. Очень увлекательная и динамичная ловля. И еще мы заметили вот какую закономерность. Все мы ловили на приманки длиной 3,5 дюйма. Сколько ни пробовали укрупняться или, наоборот, ставить приманки помельче — клевало намного реже. А стоило вернуться к первоначальному размеру, как все сразу вставало на свои места. Что же касается расцветок, то зубастая предпочитала «арбуз»; именно это сочетание цветов вызывало у нее дикий аппетит.
За такой ловлей время летит очень быстро. Щука продолжала клевать, и уезжать от такого клева, конечно, совсем не хотелось, тем более что мы понимали: еще несколько дней, и река примет другой облик, превратится в сплошной грязевой поток. Но все хорошее, как известно, заканчивается.
Так вот прошло наше «путешествие по малым рекам Орловской области». В эту поездку было много чего интересного и опасного, доброго и веселого. Мы нашли свою рыбу, получили именно те эмоции и тот опыт, за которыми ехали.
The End