Самым важным для меня событием июля стал второй этап Pro Anglers League в Нижегородской области. Чебоксарское водохранилище я до этого момента никогда не посещал, хотя наслышан был много. На тренировки мы выбрались заранее, чтобы посвятить изучению водоема и подборам ключиков к местной хищной рыбе полноценную неделю.
Говорят, что конец июля — самое неблагоприятное время для спиннинговой рыбалки в этих местах. Рыба очень несистемная, нестабильная, да и просто очень вялая. Немногочисленные поклевки далеко не всегда завершались результативными подсечками. Рыба — щука — словно игралась с приманками, аккуратно бодая их носом. А настраивались мы как раз на щуку, полагая, что только она может принести победу в этапе престижного турнира.
Из первых удивлений — отсутствие нормального слипа-спуска для лодки в этом достаточно распиаренном рыболовно-туристическом регионе. Неужели база с такими космическими ценами не может себе позволить положить в воду пару-тройку бетонных плит? В общем, пришлось покопаться на песчаном пляжике, пока лодка не оказалась на воде.
Первый день катались аккуратненько. Карту мы изучили достаточно хорошо, и опасные для водномоторников места были нам в целом известны. Несмотря на официальную позицию оргкомитета PAL, легально разрешивших подключение к тренировочному процессу местных егерей, пользоваться их услугами мы принципиально не стали. Ну не правильно это! Организаторы в целом дело благое задумывали — егеря должны были обезопасить передвижение на акватории и показать безопасные проходы на поливах, но некоторые участники восприняли это уж слишком буквально.
Спортсмен должен искать рыбу сам, а не «покупать» точки. Справедливости ради следует признать, что все «егерские» точки были достаточно очевидными, и через несколько дней мы их уже все знали. Рыба на них действительно была, может быть не столь многочисленная, как хотелось бы, но была. А разница как раз в том, что мы эти несколько дней все же потеряли.
А некоторые коллеги просто прошлись «галопом по европам» и достаточно быстро могли понять дальнейшую логику поиска хищника на водоеме. Для нас, к примеру, стала настоящим откровением джиговая ловля щуки с глубин 2–4 м. У нас в Саратовской области так никогда не ловили. Интересный получили опыт. Ну, а начали мы с судака. Случайно. Катались, по нашему понимаю, по щучьим местам.
Клыкастые весом до 1,5 кг достаточно верно «кушали» Keitech Easy Shiner на офсетных крючках. Причем, прямо напротив базы, в Луковой протоке. Держались судаки там несколько дней, потом куда-то сместились. Снасть на первых тренировках у меня была достаточно мощной — Volkey Over Seven до 42 гр, 40-либровый плетеный шнур и мульт Okuma Comodo. Это я специально под знаменитые коряги монтировал.
Правда, достаточно скоро выяснилось, что коряжник хоть и плотный, но не самый «злой», и мы с Сергеем Ждановым перестроились на более тонкие и деликатные снасти. Низкая активность хищника этому очень способствовала. Переход на более тонкие шнуры (в частности, я перешел на восьмижилку PE Egi № 1 от Sunline) позволил работать с джигголовками весом 10–12 гр, с которыми количество пустых поклевок стало заметно меньшим. Сразу значительно возросло количество поклевок многочисленного в этих местах берша размером на грани 30 см зачета.
А вот со щукой никак не ладилось. Поклевки были, но найти хоть какую-то концентрацию нам не удавалось. Поднимались вверх по затопленной речке Лутоше — но там больше осенние места — летом они пустовали. Изучили и отсканировали весь коряжник около 22 бакена — единичные несистемные поклевки на «техас», джиг и спиннербейты Ever Green.
Сплавали на денек и в Суру. Там активность щуки была выше, чем на Волге. Вода там цвела в меньшей степени, и это явно положительно сказывалось на поведении хищницы. Она неплохо ловилась легким джигом по свалам травянистых поливов. Размер, правда, подкачал — в среднем около килограмма. Вариант стабильный, но не победный, факт. Стимула бороться за средние места мы не видели, и поэтому всерьез Суру не восприняли. Может быть и зря. Как потом выяснилось, уловы там были в целом не такие уж и скромные — на уровне девяти килограммов в пяти рыбах ловилось.
Отдельно отмечу местную «чертовщину». Прямо аномальная зона какая-то. Сначала мы с Сергеем заметили подозрительные черные лучи в небе. Вот как ночью прожектор лучом света светит, а тут точно так же днем — черные лучи. Просто нарушение законов физики Моргают. Мгновенно исчезают. Я даже фотоаппарат достал. Пока включал, четкий черный луч из зенита в землю исчез.
Сообразили только минут через двадцать. В небе пролетел очередной самолет — воздушный коридор на восток в этих местах пролегает — а солнце светит строго ему в корму! От выхлопного следа на землю падал очередной черный «пучок», оказавшийся банальной тенью. Долго смеялись. До сих пор, правда, непонятно, почему такие четкие границы имели эти тени.
Потом в абсолютно штилевой денек на поверхности воды мы увидели самый настоящий смерч. Не очень большой. Метров пятнадцать, может быть. Маленький, но воду поднимал и удерживал. Жуткое зрелище. Смерч разом спал, и больше ничего не тревожило водную гладь. Я поддал газку, и мы понеслись подальше от этого места. Аж холодок по спине пробежал!
Третья проблема просто замучила. Под Васильсурской горой нещадно «глючил» GPS. Любой. Явно стояла глушилка. Может, там ракеты на бугре? Треки в приборе иногда переставлялись на добрую сотню метров. Один раз из-за этого чуть на полив с корягами не влетели. А участники с элетромоторами I-Pilot, выполняющими функцию GPS-якоря, жаловались на сложности в установке на точку.
А еще из лодки на платной стоянке пропал спасательный жилет. Но, похоже, этот случай как раз проще всего объяснить. 100% ведьма на помеле унесла. Кстати, за три дня парковки отдал сумму, равную месячной аренде гаража у меня в городе. Завидую нижегородцам. Очень хорошо живут.
География изученной нами акватории за тренировочные дни достигла 150 километров. Поднимались выше Бармино, вниз ходили за Козьмодемьянск. На территории трех субъектов РФ рыбу искали. Так масштабно мы еще никогда не работали…
В самые последние тренировочные дни мы уже не могли себе позволить поиск и разработку новых участков и занимались исключительно проверкой и попытками найти логику на точках, где у нас до этого были хоть какие-то показатели — поклевки либо выходы. Их первоначально было немало, но процентов девяносто сразу же отсеялось, никаких интересных повторных событий на них не происходило.
Рыба была очень сильно «размазана» по водоему, хотя теперь уже общеизвестно, что для щуки летом свойственны образования охотничьих групп. Ни одной такой «стаи» нам найти не удалось. Не нашли мы и ни одного кормового участка, куда бы такие группы выходили охотиться.
А это означало, что рыба будет «собирательная», с большого количества точек. А количества как раз и не было. У нас в запасе оставалось два стометровых участка русловых свалов (известных всем коллегам), изученный край обширного коряжника да река Сура, одна из излучин которой стабильно приносила в улов щучек на грани зачета. Негусто, но деваться было некуда. Приходилось работать и с этим скромным наработанным материалом.
Со старта мы ушли в Суру, в надеждах быстренько закрыться мелкощукой. С утра там было совсем плохо с активностью рыбы. Выдержали мы часа два и ушли на Волгу искать русловое счастье. Ничего хорошего из этого не вышло, и в первый день на финиш мы привезли всего одного окуня.
Фатальное невезение! Хотя догадки, почему так произошло, у нас есть. Это может показаться смешным, но мы грешим на… крупные катушки. Как раз накануне мы перешли с привычных нам катушек 2000 размера на современные легкие 3500. Вроде бы, вес такой же, а мощность и размер посолиднее.
Для руслового джига-то? А в итоге мы поимели почти на треть более длинный джиговый подскок приманки над дном. Во втором туре перешли обратно на двухтысячники, и результатом стал судак за два килограмма весом, и щука — суммарно 2 рыбы потянули на пять килограммов.
И еще поклевки были. На тех же самых точках. Значит, действительно, дело оказалось в слишком крупных катушках, к которым не привыкли руки, и не выработалась правильная проводка. Глупая техническая ошибка. Мы ведь и на тренировках толком поймать не могли из-за этого.
Ну, а победили заслуженные мастера джиговой ловли, сделавшие победный результат в 23 килограмма всего шестью огромными щуками. Думаю, подробности все читатели уже видели — на сайте spinnigline.ru шла прямая трансляция с турнира PAL. Кстати, организаторы совершили своего рода прорыв — впервые в истории рыболовных соревнований в эфир шла прямая ТВ-картинка. Браво!