Этот отчет неспроста называется «Дорогой голавль». По приглашению моего друга Дмитрия я отправился с ним на одну очень интересную реку, которую он открыл для себя не так давно и на которой он успел до того порыбачить лишь один раз. Его рассказы о той рыбалке и соответствующая фотография не давали мне покоя, очень уж хотелось посетить те места и добыть трофейного голавля.
Когда мы приехали на реку, сразу бросилась в глаза удивительная прозрачность воды. А также рыба — она плавала повсюду, и это были голавли! Дима провел небольшой инструктаж. Река, по его словам, таит много загадок. Среди мелководных перекатов и под водной растительностью спрятаны ямы и омуты, и как раз в этой траве, которой в прошлый раз было заметно меньше, стоит красноперый.
Мы разошлись в разные стороны, чтобы не мешать друг другу. Я пошел вверх по течению, Дмитрий — вниз, а встретиться договорились через определенное время в условленном месте.
И тут у меня началось невезение. Первые три заброса — и сразу минус три блесны. Вот это поворот! Давненько со мною такого не было. Хоть река и протекала в лесной чаще, боковой ветер, дувший вдоль берега, периодически мешал забрасывать, а на дне была плотная растительность.
— Ох, и сложная получится сегодня рыбалка! — подумал я.
Неудивительно, что в таких условиях основную ставку я сделал на колеблющиеся блесны, которые при наличии определенной сноровки очень удобно проводить в верхних слоях воды над травой. Делая небольшие паузы во время проводки и подняв удилище, так чтобы блесна погружалась поглубже, можно облавливать окна в траве, в которых как раз и прячется голавль: стоит себе в засаде и ждет, когда ему перепадет что-нибудь съедобное.
Пройдя по берегу несколько сот метров, я увидел всего лишь одну поклевку. У моего напарника поклевок было две, но тоже все мимо кассы. Странно! Голавля в реке очень много, он ходит даже не стаями, а я бы сказал — стадами! Размеры его солидные, некоторых экземпляров я оценил в два с лишним килограмма. И что самое удивительное: голавли реагируют на приманку, выходят за нею, сопровождают ее до самых ног рыболова, а потом просто разворачиваются и уходят.
В одном месте я простоял чуть больше часа, и если бы Дима меня не окликнул (мол, пора двигаться дальше), я бы еще стоял и пытался бы изловить толстолобых! Они реагировали на блесны, в частности на Timon Tearo 1.6, и казалось, что вот-вот будет поклевка, ан нет. Запомнилось, что выходили особи далеко за килограмм, а те, что помельче, стояли и ели жуков, падавших с деревьев. Когда выходы за колеблющимися блеснами прекратились, я перешел на небольшие поверхностные воблеры, фаворитом среди которых был Timon Mitts Dry. Этот малыш идеально подходит для облова верхних слоев воды, на проводке его можно заставить оставлять за собой усы, а если выполнять кончиком спиннинга небольшие рывки, то он напоминает упавшее в воду насекомое, которое барахтается на поверхности.
Смена приманки дала результат, голавль стал реагировать активнее, один раз мне даже показалось, что рыба заглотила приманку, но после подсечки она просто развернулась и ушла. Вскоре и воблеры перестали интересовать голавлей, и тогда я пошел на крайние меры. Был у меня в коробке маленький Chubby Popper… Но с ним картина в точности повторилась: рыба выходит, преследует приманку, доходит до самых моих ног и разворачивается. Я уж и сам прятался, как только мог, но, увы, все тщетно!
А когда голавль не клюет, выходит на охоту другой хищник, который порой встречается в самых неожиданных местах, — щука! Зубастая изрядно попортила нам настроение, заметно проредила наши запасы приманок; лично я потерял пять штук! Вот уж, действительно, дорогой выходит голавль! И это только начало…
Вскоре, на одной мелкой протоке, мне удалось напасть на небольшую стаю мерного голавля весом от 300 до 400 г. Все атаки происходили на глазах, рыба выходила за блесной парами, а то и по несколько штук, у них как будто шла борьба — кто первый?! Очень азартная получилась ловля, но хорошее, как обычно, быстро закончилось, и я пошел дальше.
Заметив вдали обрывистый берег, я устремился к нему, не став тратить время на травянистые перекаты. Там растительности уже не было, зато была приличная глубина, омут; такие места определенно нравятся крупному голавлю. Первый заброс, немного вверх по течению, чтобы дать блесне заглубиться и провести ее как можно ближе ко дну. И вот приманка по струе входит в омут, а я про себя думаю, что сейчас, по идее, должна произойти поклевка. Вот! Подсекаю — нет, это коряга! И очередная потеря приманки. Я уже потерял счет своим потерям.
Перевязываюсь. В любой другой ситуации я бы опять поставил колеблющуюся блесну, а тут рука потянулась к коробке с воблерами, а не к кошельку с блеснами. Я понимал, что, в омуте, потенциальном месте стоянки голавля, лежит бревно, а значит, потребуется воблер с большой лопатой, работающей как отбойник; надо, чтобы приманка оттолкнулась от препятствия, перевалила через него и пошла дальше. Для меня в этот раз такой приманкой стал воблер Timon PaniCra DR, с которым я, что называется, попал в точку. На первом же запросе, когда приманка перевалила через бревно, произошла мощнейшая поклевка, раздался треск катушки, и удилище согнулось под натиском сильной рыбы. Я быстро подтянул тормоз и начал не торопясь выводить рыбу из глубокого омута. Чувствовалось, как шнур трется о корягу; я боялся, что голавль заведет за нее, но все обошлось.
Рыба вышла из ямы, и вот она уже у моих ног, а стою я почти по пояс в воде. Зову Диму, чтобы он сделал фото на память, а сам лезу за телефоном, собираясь запечатлеть рыбу в воде. Это ошибка! Пока я настраиваю фокус и ловлю удачный кадр, держа в одной руке спиннинг, а в другой — телефон, рыба внезапно делает рывок и уходит на струю, причем за собой тянет и меня с моим телефоном, который выскальзывает у меня из рук. Мораль: не повторяйте моих ошибок, не фотографируйте телефоном рыбу в воде, когда сами стоите в воде по пояс!
Тут приходит мой друг, и я в двух словах объясняю ему ситуацию. Он сочувствует. Мы делаем на память пару снимков этого «дорогого голавля» и отпускаем его с миром! Друг, ты надолго останешься в моей памяти!
Решаем переехать на другой участок реки, где, по словам моего товарища, тоже есть мелководный травянистый перекат протяженностью чуть больше пятидесяти метров, на котором они в прошлый раз весьма успешно отловились.
Честно сказать, настроение уже не рыболовное, хочется поскорее вернуться домой и сдать телефон в ремонт — может быть, его смогут восстановить, ведь там «вся жизнь».
Встаю на входе в перекат, Дима спускается пониже. Глубина столь мала, что блесна Tearo 1.6, когда я веду ее над ковром подводной растительности, периодически выходит на поверхность. И, надо же, на первой проводке я вижу, как снизу голавль бьет мою блесну, взмывает в воздух и с брызгами падает обратно. Очень жалею, что в этот раз не взял с собой камеру, такие зрелищные поклевки случаются нечасто.
После этого поклевок у меня больше нет. Возможно, шоу, устроенное лобастым, заставило его собратьев насторожиться и уйти поглубже в траву.
Так прошел мой день на новой реке. Потерь много, но это все дело наживное, а вот эмоции, которые получаешь на рыбалке, бесценны.