К сожалению, «дикую» форель я ловлю не так часто, как хотелось бы, потому-то я и отвел целых два дня на ловлю этой удивительной по красоте рыбы. А помочь мне в этом согласился мой очень хороший друг Алексей. Он очень хорошо знает местные реки, поведение рыбы, ее повадки, его даже можно назвать егерем здешних мест; впрочем, называть можно как угодно, результат от этого не изменится.
Накануне выезда мы долго думали, куда лучше отправиться, на какую реку, точнее, мы лишь слушали, что Алексей говорил вроде бы для себя, но вслух. В итоге, в его голове созрел оптимальный для нас маршрут протяженностью чуть больше восьми километров. Но он предупредил, что этот вариант потребует очень хорошей физической подготовки, так как на пути придется преодолевать много различных препятствий: завалы из бревен, кусты, даже гору, и многое другое, и уж прогулкой по лесной речке это точно не назовешь. В таких случаях я обычно говорю: «Не пальцем деланы, мы легких путей не ищем!»
В голове уже сложилось понимание того, что нас ожидало, что представляет собой река и в каких условиях проходит на ней ловля. Исходя из полученной информации, я собрал спиннинговый комплект, идеально подходящий для ловли в сложных местах на всевозможные небольшие приманки: удилище Norstream Areal New 662L с катушкой Shimano Twin Power 2000S и плетеным шнуром #0.3; шок-лидер был fluorocarbon 4lb. В любой другой ситуации я ловил бы на мононить, но в местах, где отсутствуют завалы, в которые форель может без проблем уйти на первом же рывке, в сложных условиях я все же отдаю предпочтение тонким шнурам.
Настал день выезда. Подъем в два часа ночи, легкий завтрак с чашкой крепкого, бодрящего кофе, которая очень кстати. Ведь все эти дни у нас прошли по одной схеме: очень ранний подъем и с утра до вечера на воде. Не каждый может выдержать такие нагрузки. Конечно, спать хотелось, но жажда приключений перебивала сон и заставляла идти вперед к намеченной цели.
Несколько часов мы добирались до заветной речки. Когда приехали, Алексей сразу обратил внимание на уровень воды, который оказался чрезвычайно низким. Нам он показался приемлемым и даже удобным: можно было передвигаться по воде и переходить с одного берега на другой. Кроме того, при низкой воде очень легко определить стоянки рыбы, а вот выманить ее из укрытий, подобрать к ней правильный ключик — тут уж надо постараться, применив все свои навыки и мастерство. Конечно, вся рыба теперь будет придерживаться глубоких мест, небольших приямков, канав и обраток. Вот именно таким местам и надо уделить чуть больше времени, чем мелководным прогонам; конечно, и на мели может стоять форель, например за небольшим камнем, но размер ее вряд ли будет велик.
Исходя из своего опыта ловли форели на здешних реках, Алексей посоветовал мне начать с колеблющихся блесен, которым он сам отдает предпочтение. Я же все-таки начал с классики, с вертушек, занимающих почетное место в арсенале многих рыболовов, охотящихся на дикую форель. Если поклевок на вращающиеся блесны не было, я ставил воблер, затем резину, и только потом дело доходило до колеблющихся блесен. Сказать честно, я не то что в них не верил, нет, я знаю, что они ловят, но просто основную ставку я делал на другие приманки.
С погодой нам в этот день повезло. Алексей сказал, что форель любит, когда пасмурно, накрапывает небольшой дождик и лишь иногда может выглянуть солнце. Вода в реке не совсем прозрачная, а такого приятного чайного оттенка. Очень много каменистых перекатов, идти приходится по камням, то и дело преодолевая различные препятствия, о которых я говорил ранее.
Почти сразу Алексей поймал небольшую пеструху, клюнувшую в прибрежной канавке. Я же продолжал экспериментировать с приманками, подбирая ключик к несговорчивой форели. На одном мелководном перекате заметил небольшую обратку, в которой определенно должна была стоять форель, и пустил в ход воблер. В таком месте хороши тонущие воблеры, а еще лучше быстротонущие. У меня была с собой приманка, которая в свое время наделала немало шума, — Jackall Timon Tricoroll 47HW, да еще в одной из любимых моих расцветок, которую мы прозвали «далматинец». Модель эта идеальна, когда нужно пробить небольшой, компактный глубокий участок: благодаря тому, что этот воблер быстро тонет, можно проверить все горизонты и немного подержать там его. На первом же забросе форель моментально отозвалась на приманку, два раза атаковала воблер, но, к сожалению, не засеклась и ушла обратно. Последующие забросы не увенчались успехом. Тогда я решил немного задержаться и поэкспериментировать с приманками.
Надо сказать, что ловля на колеблющиеся блесны в подобных условиях мне очень близка и отчасти даже более понятна, поэтому я сразу поставил River Old Satellite Ultra Vespa 2,8 г в новом цвете B05. Я делал заброс немного выше предполагаемого места стоянки рыбы, так чтобы поток подхватил блесну и принес ее прямиком в обратку, где я мог бы немного ее придержать, слегка поддергивая ее при этом кончиком удилища. И действительно, после нескольких пустых проводок форель вышла и уверенно схватила мою приманку. Ее вываживание доставило мне много удовольствия: свечки, кульбиты, все очень зрелищно и красиво.
Кажется, уже есть небольшое понимание по приманкам, но поимка одной рыбы еще ни о чем не говорит. Вдруг я замечаю, что форель сыграла под берегом; видимо, с нависающих деревьев что-то упало, и рыба моментально среагировала, тем самым раскрыв свое место стоянки. Делаю заброс вверх по течению, провожу приманку в том месте, где был всплеск, и тут же происходит уверенная поклевка. Рыба почти на метр выпрыгивает из воды, делает несколько свечек, но правильно отлаженный тормоз катушки и работа бланка моего «Ареала» не дают ей ни малейшего шанса сойти с безбородого крючка.
Далее мы вышли на очень длинный мелководный перекат, где некрупная форель стояла буквально под каждым небольшим камнем, но и в таких местах приманкой номер один на этот раз были именно колеблющиеся блесны. Я удивлялся, почему рыба отказывалась реагировать на вертушки, перепробовал несколько моделей, но тщетно. А стоило поставить микроколебалку, как рыба появлялась словно ниоткуда. Парадокс!
«Резина» тоже молчала. Алексей сказал, что они не ловят на силиконовые приманки вообще. Тоже странно! Я помню, как поймал свою первую пеструху на розового искусственного червя, и где бы я ни ловил, «резина» всегда неплохо себя показывала, а тут — никак. Избаловали они местную форель своими колеблющимися блеснами! А еще говорят, что форель быстро привыкает к приманке и ее постоянно надо чем-то удивлять. Как бы ни так! Колебалки — и все, разве что только другого цвета или формы.
Еще я заметил, что когда было пасмурно и шел дождь, рыба охотнее реагировала на натуральные, приглушенные расцветки блесен, но если выходило солнце, то эти цвета сразу становились ей не интересны, а начинали работать яркие, «кислотные» тона. Меня особенно порадовали River Old Ultra Vespa 2,8 г в новых вариантах В03, B04 и В05; чередуя эти оттенки, я мог подстроиться к любому настроению форели. И поклевки не заставляли себя долго ждать. Было так: видишь перспективное место, забрасываешь сначала блесну одного цвета, а если рыба не выходит, то тут же меняешь цвет на другой, и рыба берет. Такой прием сэкономил нам много времени, что было очень кстати, ведь маршрут был более восьми километров!
Алексея несколько удивило то, что я регулярно извлекал из воды форелек на яркие блесны; по мнению местных, форель клюет лучше на натуральные цвета, поэтому «кислоту» они вообще не используют и не верят в нее.
Был у нас с Алексеем шанс поймать форель покрупнее, но… Алексей быстро прошел мелководный перекат, не заметив небольшого приямка под противоположным берегом, и сразу встал выше, где река гораздо глубже и где могли бы стоять крупные особи. Я же, напротив, этот приямок заприметил еще издалека. Забросил в намеченное место, и тут же произошла поклевка. Мне показалось, что блесна еще даже не коснулась воды, когда форель на нее бросилась; во всяком случае, это было очень красиво. Я аккуратно вывел ее через весь поток переката, и вскоре она позировала перед объективом фотоаппарата.
Занимаясь своей рыбой, я посмотрел в сторону Алексея, а у него как раз шла борьба с крупной рыбой. Вдруг его форель взмыла в воздух, и я просто открыл рот от изумления. На вид в рыбе было побольше килограмма. А когда Алексей уже собрался ее вытаскивать, она сделала очередную свечку и сошла. Очень было обидно!
Я тут же подошел к Алексею, встал в пяти метрах выше по течению, и на втором забросе увидел, как крупная рыба вышла из своего укрытия и жадно атаковала мою блесну. Эту рыбу заметил и приблизившийся ко мне Алексей. Все произошло очень быстро. Казалось, рыба хорошо клюнула, засеклась, начал работать тормоз катушки… Но нет, она сошла. Тоже обидно! Я грешу на крючок, который поленился заменить. Все же, когда ловишь в подобных условиях, любой крючок тупится о камни.
До конца маршрута оставалось чуть меньше километра, и это, пожалуй, были самые долгие метры в моей жизни. Силы были на исходе, но мы все равно двигались вперед, облавливая перспективные места.