Надежды и ресурсы
Запавшая глубоко в душу, после Казанского этапа, неудовлетворенность собственным выступлением искала выхода. Уже на следующий день, после возвращения, напарник засел за картографию окрестностей Энгельса, а я помчался приводить в порядок лодку, после неудачно пережитого шторма.
Все три недели мы ответственно готовились и, пожалуй, впервые к моменту отъезда не имели «хвостов» и неотложных дел. Разве что не получили информацию от местных рыболовов и спортсменов, но мы ее и не искали, придерживаясь принципов и цели найти все самим. Может и зря, конечно, но как есть…
Ожидания от Волги Саратова были самыми оптимистичными. Судя по отчетам с соревнований прошедших лет, рыбы в местных водах было в изобилии и крупной. Поэтому, насыщенный столь позитивной информацией мозг во сне разгружался диковинными картинами ловли «пятерок» и «семерок» попеременно, а порой и одновременно. Столь радужный настрой несколько подпортила информация о результатах проведенного накануне Чемпионата Саратовской Области, где поимки крупной рыбы были единичными. Но ребята ловили в ограниченной акватории, да и в доброе и светлое веришь всегда охотнее. Так что, вперед!
К моменту старта в наличии имелись следующие инструменты:
-лодка Fishmaster 162 Pro оснащенная маршевым двигателем Evinrude E-Tec 90,
-троллинговый (ни разу не использовался для этих целей) мотор Minn Kota Terrova с I-Pilot,
-Hamminbird 998SI используемый в режиме бокового сканера и навигации,
-Raymarine Dragonflay 7- внизсмотрящий и рыбопоисковый
-Garmin Montana 650t — дополнительная навигация+растровые карты
-вязанка удилищ от Favorite на все случаи — от лайта до хеви, соответственно, с катушками,
-огромная гора мягких приманок от Bait Breath, Crazy Fish и прочих очень известных брендов,
-Воблерный потенциал в виде разнообразных минноу и крэнков,
— И самое главное — двое заряженных спиннингистов, готовых искать и ловить, ловить, ловить…
Но сначала искать. Учитывая избыточную рутинность этого процесса, выраженную в хождении галсами в переменных направлениях и одновременное созерцание экранов эхолотов, подробно описывать хронологию нашей поездки не стану, а лучше изложу особо запомнившиеся моменты.
Ассамблея
Фотографии на сайте базы внушали оптимизм. Красиво, уютно, зелено. И по сути, отдельно взятыми кадрами, так оно и есть. Но…
Цель строительства данного комплекса сооружений для меня лично осталась загадкой. Уже на подъезде к воротам и шлагбаумам несколько удивило наличие сразу за ними полуразрушенного ангара, заросших травой и заваленных техногенным мусором одноэтажных строений непонятного назначения. Было очень похоже на заброшенный зерноток или ферму.
Дальнейшее знакомство с «Ассамблеей» усилило наше недоумение. Нет, то что база не рыболовная ни разу — это было понятно сразу. Но количество и плотность построек было таковым, что какой-либо логики в этом хаосе я не узрел. Ровно, как и единообразия в применяемых материалах, цветовых решениях и прочих, вероятно не очень нужных устроителям мелочах. «Я его слепила из того, что было» (с)
Часть территории базы, на которой нас ждали, именовалась «Швамбрания» и имела гордый статус «тематическая база отдыха». В чем «тема» нам понять не удалось, да и не очень-то хотелось, не на курорт приехали.
Недолгие переговоры с администрацией сразу выявили проблемы с питанием. Либо 3-х разовое в неурочное для рыболовов время, либо никак.
Вступаем в продолжительный диалог с целью выбить отдельно ужины. Надо отдать должное девушкам-администраторам, вопрос они решили и ужины нам были обещаны. Осталось решить вопрос с завтраками и обедами, так как слово «ланч-бокс» до приезда ПАЛовцев тут никто не слышал.
Проблему решили доехав в ближайший магазин и закупив все для самостоятельного приготовления пищи. Столовая и поданный ужин поразили еще больше.
Во-первых, цель и назначение тренажеров, пары бильярдных и одного теннисного стола в зоне приема пищи осталась загадкой. Вероятно, владельцы базы решили предоставить отдыхающим возможность сжечь избыточные калории без отрыва от приема пищи. А во-вторых, эти самые калории еще надо было где-то взять…
Количество и качество питания было просто безобразным. Я не ханжа, но есть из старой грязной посуды плохо приготовленную пищу за свои кровные как-то не правильно, что ли. Хотя, некоторым экипажам, вообще ужина не хватило. Так что все в сравнении. Ситуацию разрулил приехавший через несколько дней Владимир Иноземцев. И хоть посуда чище не стала, увеличили порции и начали собирать ланч-пакеты.
Домики изнутри были вполне нормальными, не считая плохо работающего кондиционера, отсутствия полотенец и сгоревшего электрочайника. Но это мелочи.
Беседки около домиков -вот то, что собирало нас вечерами. Там было хорошо. Неспешные беседы с друзьями-соперниками, чай-кофе и прочие напитки создавали ту самую атмосферу.
Причал заведения ни где-нибудь, а на Волге тоже был так себе… Несколько разноуровневых понтонов со старыми досками, к тому же, не мог вместить все лодки участников. Поэтому некоторым пришлось парковаться носом в причал, что не очень удобно.
Короче говоря, много раз мы с благоговением вспоминали Казань и местный яхт-клуб. Пусть не обижается руководство базы, но я ни за что не поеду туда отдыхать и не смогу рекомендовать друзьям и знакомым данное заведение.
Волга
Река понравилась. Очень. Мы, выросшие на Оке, вообще с трудом воспринимаем воду без течения. Тут с этим был порядок. Местами очень сильно протягивало, пришлось потрудиться нашему «якорю». Поразила кристально чистая вода с видимостью до 2-3 метров. Если бы не цвела — вообще слеза, но это июль.
Мы приехали в субботу и ошалели от количества лодок и людей на воде. Движение настолько бурное и хаотичное, что зазеваться в приборы на пару минут уже опасно. Все берега и острова в палаточных лагерях, тут и там катаются на всех видах ватрушек, лыжах, вэйках и прочих развлекательных снарядах.
Лодочный парк разнообразен и представляет владельцев всех социальных групп. Тут и потрепанный «Крым» под верным «Вихрь 30» с импозантным бородатым капитаном за штурвалом, и 40 футовый «кроссовок» с парочкой загорающих топлес девах на палубе. Реку местные жители тут явно любят и мне это по душе — молодцы!
Первым делом нашли заправку. В отличии от привычных АЗС на воде со всеми элементами в виде колонок, операторов, и визуальной идентификации, тут продают бензин прямо на пирсах яхт-клубов.
Есть шланг, пистолет и какой-то компьютер где то в домике. Все наши заправки «до полного» были округлены до ровных и все время разных чисел. Мы, конечно, понимали, что ребята немного прибавляют, но когда один из экипажей заправили на 127 литров в 120 литров бак, возникли конкретные вопросы.
В нашем случае литраж быль не столь значительным, поэтому мы скандалить не стали, да и доказать ничего бы не смогли.
С точки зрения нашей цели приезда тоже все выглядит неплохо. Русла, заливы, острова, причудливая сетка проток — словно вены и капилляры. Заплутать в них без привычки и навигации — проще простого.
Для изучения была определена область акватории порядка 40-45 км выше Саратова.
Внизу интересовал район на удалении почти 50 километров и мы сходили туда единожды. Не нашли ничего стоящего. Через пару дней тренировок выяснилось, что согласно положению ГИМС в протоке, где находится база, скорость движения ограничена 10 км/ч и эти 4 км дважды в день необходимо плестись в водоизмещающем.
Тренировки
Такой подготовки к соревнованиям с точки зрения поимок рыбы у нас еще не было. Мы банально не могли найти не то что стабильную, вообще клюющую рыбу. Планомерно, пробивая участок за участком, наблюдали в экранах и скоплении бели, и силуэты под ней.
По всей акватории то и дело вскипали котлы селедки, мелкого окуня и жерешат. На рельефе и корягах так же присутствовала рыба. Но клевать она категорически отказывалась. Основных версий данной проблемы было две: огромный залом селедки, посетивший некстати акватории соревнований и высокий уровень воды.
Этого же мнения придерживалась основная масса экипажей, ежевечерне рассуждая о превратностях и сложностях тренировочного процесса PAL. Прекрасно понимая, что «поныть» — непременная часть игры перед этапом, мы продолжали поиски концентрации или точек выхода активного хищника.
Сказать, что мы много ловили в начальной стадии тренировочного процесса я не могу. Буквально 2-3 заброса и снова монотонное прочесывание рельефа. Наблюдали несколько экипажей, которые весь день ловили, перемещаясь буквально на 50-100 метров каждые пару часов.
Вероятно, тактика ребят заключалась в ожидании выхода рыбы на известных им точках. Мы же предпочли более привычный активный поиск и перемещались много и часто. Только результат этих перемещений был плачевным. Ни одного тренировочного дня нам не удалось закрыться зачетной рыбой. За все время тренировок мы поймали всего одну щуку, одного судачка, голавля и пару десятков окуней с щучих точек.
Не густо для Волги не правда ли? Точек тоже было немного. Рабочих точек, разумеется. А стабильно рабочих совсем мало. Единичные поклевки в разных местах на разном рельефе: одиночные коряги, завали бревен, дамба, пара перекатов, трава и свалы, свалы, свалы… Однако несколько районов и точек хотелось бы описать подробнее, ввиду их хоть какой-то отличительной черты.
«Сердоба»
Так величают местные участок акватории в районе населенных пунктов Усть-Курдюм, Козловка Сабуровка, Вязовка. Какое отношение имеет данный водоем к реке Сердоба, протекающей в стороне от Волги и впадающей в реку Хопер нам не известно. Однако все уверены, что именно в этом районе она протекала до затопления. Знаменито в наших кругах это место благодаря базе «Подсолнух», на которой проводиться масса различных рыболовных соревнований. В профильных форумах по частоте упоминания с «Сердобой» может конкурировать разве что Чардым, но и то с большой натяжкой. Разумеется, мы не могли обойти стороной столь злачный кусок и заходили в «Сердобу» практически ежедневно.
Местоположение самых посещаемых мест акватории вычислялось элементарно. На все этих «точках Мышленника», «зеленый гараж» и «солнышко» тренирующиеся экипажи вставали по очереди сменяя друг друга. Мы тоже не исключение. Было очень интересно посмотреть, чем же эти постановки кардинально отличаются от соседних… Понять не смогли.
Вообще, рельеф этого участка весьма разнообразен и многопрофилен. Длинные извилистые канавы переплетаются с канавками поменьше, ямы, мысы, трава- на любой вкус. Самые не понятные места этой акватории мы «рисовали». Этим же занимались и соперники, судя по квадратно-гнездовым перемещениям их лодок. Это единственное место, где мы встретились практически со всеми экипажами турнира. Что же касается рыбы, то ее не было. Да-да, в это сложно поверить многим спортсменам из Топ-10 этапа, но это правда.
В «Сердобе» мы поймали одну единственную щуку «четверину» и больше ни видели ни поклевки. Поэтому, внимание ей уделяли походу, не сильно выстаивая на точках. А зря! Но теперь это уже не имеет значения.
«Пеньки»
Таких мест у нас было два. Фактически, это прирусловые островные косы с лесом полусгнивших пеньков на глубинах 4-5 метров. Абсолютно похожи, они привлекли наше внимание наличием сильного течения. На тренировках, мы с первых постановок получили по паре холостых, но явно щучих поклевок и поймали весьма упитанных окуней.
Попытки поймать рыбу на крэнки успехом не увенчались, впрочем, как и на других местах. То ли мы на них ловить не умеем, то ли крэнки не той системы, однако ни одной рыбы в Саратове на крэнки мы не поймали. Даже голавль в нашем случае дважды предпочел джиг!
Отнеся нереализованные поклевки к категории «случайность» и изголодавшиеся по стабильной рыбе, мы тут же решили обозначить эти районы как «перспективные» и в дальнейшем проверяли их исключительно без крючков.
Надо признать, каждый раз одна из кос радовала нас контактами с рыбой, в то время как вторая молчала. Совершенно забыв, где находимся, мы было уже решили, что вот оно, нашли. Но ровно до того момента, пока на официальных тренировках не повстречали несколько экипажей, конкретно заезжающих на эти косы. Причем вставали они ровно туда, где у нас было максимальное количество поклевок. Чудес на PAL не бывает и уровень подготовки и оснащенности экипажей позволяет им найти практически все интересные места на водоеме. Если не самостоятельно, то срисовав постановки конкурентов. Тем не менее, мы возлагали на пеньки большие надежды, будучи уверенными, что это место выхода щуки и выбить ее там невозможно. Да и просто потому, что ничего стабильнее у нас не было. Кроме «Хозяина»…
«Хозяин»
Путешествуя галсами вдоль и поперек береговых свалов русла Волги, в один прекрасный момент мы свернули вслед за береговой линией и оказались в 50-70 метрах от палаточного лагеря. И уж было хотели убраться восвояси, как наше внимание привлекла одиночная коряга, лежащая точно на бровке.
Коряга была знатная, фактически дерево, массивный ствол которого лежал наверху, а ветки свисали с бровки образуя конкретный шалаш. «Ого!»- подумали мы, «тут всяко должен кто то жить!». Встав на краю бровки на дистанции заброса, я вооружился 4-х дюймовым TT-Shad на офсетном крючке, а напарник поролонкой с прижатым двойником. И синхронно метнули в направлении коряги. Убедившись, что ствол вполне проходим для наших приманок, второй заброс я произвел ближе к кроне затопленного дерева и продрав приманку через сплетение, на долгой паузе, получил такую поклевку, что на время лишился дара речи. Ну, как лишился. Пару слов на «великом и могучем» я конечно выдавил, но внятно передать эмоции не смог.
Чебурашка и приманка представляли собой жалкое зрелище, и это косвенно указывало на внушительный размер и возраст хозяина коряги. Покидав еще минут пятнадцать мы поняли, что репита не будет, вбили постановку в картплоттер и сделали запись в блокнот, тут же обозначив точку- «Хозяин».
До официальных тренировок его мы не посещали. Зачем нервировать столь важного для нас обитателя глубин. Но проверить дома ли хозяин в любом случае надо, так что включили в маршрут последней тренировки. Лагерь был на месте, коряга тоже. Крючков нет, мы настороже и всячески настраиваем себя рефлекторно не подсекать, дабы не съездить по зубам рыбе. Повторив сюжет первого раза и обкидав корягу поперек, решили встать по вдоль. Ровно на второй проводке, я снова был удостоен шикарного удара по приманке, машинально все-таки подсек, но совершенно не почувствовал контакта с рыбой. Хитер хозяин, опытен. Дальше выстаивать смысла не было, естественно включили точку в маршрут тура, правда откровенно сомневаясь в повторных поклевках.
Туры
Исходя из неудовлетворительного тренировочного процесса наш план на туры был прост и без изысков. Идем на «Пеньки», проверяем «Хозяина», заскакиваем на вход в «Сердобу» и … снова на «Пеньки» к обеденному выходу.
Первая постановка с утра принесла сверхзачетного окуня грамм на 800 и второго поменьше. А также пару нереализованных щучьих поклевок, которые заставили изрядно нервничать.
Тогда мы еще не подозревали, что лидеры тура уже «наколбасили» больше 15 кг. и искренне переживали за каждых хвост.
Пора была двигать за «Хозяином». Примчав на точку и аккуратно подкравшись на Минн Коте, с огромной внутренней надеждой запускаем приманки в гущу подводного «шалаша». Как водиться, на второй проводке, свист удилища напарника на подсечке мгновенно вскипятил кровь и тут же пришло понимание, что мимо. 3:0 в пользу неизвестного нам владельца коряги и скрученный поводок на память… Мда…
Дальнейший маршрут прошел без примечательных событий и почти без рыбы, к великому нашему сожалению. Вернувшись на «Пеньки» поймали еще пару окуней, а на закате тура напарник выхватил шикарного голавля на джиг, а я бездарно слил задвушную щуку на полусвечке.
Взвешивание очередной раз убедило нас в полном отсутствии понимания водоема и поставило вопрос о полной «профпригодности» экипажа. Но сдаваться мы не собирались и планировали второй тур с учетом полученной информации. Целью был проход в финальную часть турнира, для чего нам надо было поймать порядка 7-8 кг во второй день.
Второй тур мы решили начать снова с закоряженной косы, но не застаиваться, а дальше следовать по маршруту. В приоритете был второй район с пеньками и «Сердоба», поэтому, на старые точки мы отвели не более часа. На подходе к месту наш верный Эвинруд почувствовал себя нехорошо.
Отчетливы были слышны прохваты в одном из цилиндров. В голову сразу закрались нехорошие подозрения, так как накануне, я заправился на новой заправке у моста, которая выглядела весьма прилично и была рекомендована нашими экипажами, как недорогая и качественная.
Воистину от добра добра не ищут. Да еще и перед туром. При попытке перехода на следующую точку мы уже еле вышли на глисс. Мотору явно становилось хуже. «Хозяин», исчерпав лимит доверия к нашим приманкам, больше не проявлял активности, а дальнейший наш поход дальше финиша смысла не имел. Поэтому, мы приняли решение вернуться на косу и пытаться поймать там.
Результатом явилась поимка пары окуней, общим весом не более 600 граммов и заблаговременный уход на финиш. Но не дошли.
Сначала на 2-х цилиндрах, потом на одном. Эвин отчаянно выполнял свой долг, но оказался бессилен перед обстоятельствами и окончательно встал в 6 км от базы. Подошедшие, после звонка организаторам, сотрудники ГИМС взяли нас на буксир и процедуру взвешивания 2-го тура мы наблюдали на экране смартфона, как и большинство болельщиков турнира. Так и закончился для нас второй тур, второго этапа, первого в нашей жизни турнира Pro Anglers League.
Послесловие
Сказать, что мы расстроены, это не сказать ничего. Очень много сил, средств и времени было положено в котелок PAL, и мы рассчитывали совсем на другую «уху».
Разумеется, недостаток практики ловли на водохранилищах вряд ли бы позволил нам в первом сезоне влететь в верхнюю половину рейтинга. Но к вылету мы были совсем не готовы. Знаю точно, что столь плачевный результат не является следствием нашей лени, отсутствия мотивации или неуверенности в собственных силах.
Этот проигрыш обнажил все наши проблемы и недоработки и заставил воспринимать рыболовный спорт совершенно иначе. Поэтому мы начинаем подготовку к следующему сезону Pro Anglers League. И еще поборемся за право быть в 30-ке лучших.
Искренние поздравления победителям и призерам 2-го этапа. Безмерная благодарность друзьям-соперникам за поддержку, дельные советы и помощь.
До встречи!
С уважением, Андрей Рытов и Евгений Кузьмичев