Константин Кудинов: Поговорим о лодочных винтах

Все, что нужно знать о характеристиках, выборе и эксплуатации винтов для лодочных моторов в статье Константина Кудинова.

25/02/2016

Участие в турнире Pro Anglers League  стимулирует не только развитие умения ловли рыбы, но и заставляет учиться разбираться в тонкостях  водномоторного спорта. 

Каждый ПАЛовец – это немножко механик, который постоянно что-то дорабатывает или настраивает в своем катере. Настройки производятся на каждом новом водоеме, под каждые новые погодные и гидрологические условия. 

Чаще всего, эксперименты касаются подбора лодочного винта, либо подвеса (высоты и угла) лодочного мотора. Сейчас, многие участники PAL уже оснастили свои лодки системой регулировки высоты установки двигателя. Кто-то поставил регулируемые транцы с сервоприводом («гидролифт»), кто-то простые, механические, домкратного типа.  

Основная мысль такова – более низкая установка мотора придает катеру мореходности и управляемости, а более высокая позволяет достигать больших скоростей. У меня механический транец, и я иногда немного подкручиваю движок вверх-вниз, в зависимости от погодных условий. Ребятам с электроприводом, конечно, проще. Они могут выполнять регулировку прямо в процессе движения. Но интереснее всего работать с винтами.

236872950a8bd9df3dc12a15e46e8503.jpg

Шаг винта

На первый взгляд, все довольно просто. У винтов есть такой параметр как шаг – условное расстояние, которое винт проходит за один оборот. Измеряют его, обычно, в дюймах. Чем больше шаг, тем более высокую скорость позволяет развить винт (если мотор сможет его раскрутить), чем меньше шаг, тем более грузоподъемной станет лодка. 

За одинаковое количество оборотов коленвала двигателя, винт пройдет в воде меньшее расстояние. Это как более низкая передача в коробке скоростей автомобиля. Скорость ниже, а тяга выше. У нас в PAL тяга особенно не нужна – всех интересуют больше скоростные качества винтов. В основном, все добиваются того, чтобы лодка более-менее сносно выходила на глиссирующий режим, а потом мотор достигал своих разрешенных максимальных оборотов. В таком случае теоретическая скорость должна быть максимальной. 

Трудности выбора 

Увы,  на практике все оказывается гораздо сложнее. Во-первых, производители винтов разные, и конфигурация лопастей у них может отличаться. Иногда сильно, иногда едва уловимо.  Но в реальности винт с заявленным шагом, скажем, 15” от одной компании иногда оказывается заметно «тяжелее» в работе, чем винт с точно таким же заявленным шагом от компании конкурента. 

Все приходится проверять на практике, пробуя и пробуя различные варианты. Не стоит забывать и о таком параметре винта, как его диаметр.  Он тоже маркируется в дюймах, и, иногда, уменьшение винта всего на четверть дюйма, может дать ощутимый прирост оборотов двигателя. Этим можно пользоваться, и это всегда нужно учитывать при поборе винта.  

db65631ebcbf23c5c5f4a78bbb79c74c.JPG

Очень важным оказывается такой нюанс, что винт чуть меньшего диаметра, но с большим шагом никогда не даст вам прироста скорости! Мотор будет его раскручивать до рабочих оборотом, но в действие вступит фактор проскальзывания лопастей в воде – их меньшая площадь будет просто прорезать воду, и не проталкивать катер вперед. Я сам на практике это прошел – накупил красивых скоростных винтов с тонкими изящными лопастями, обеспечивающими минимальное сопротивление в воде. Обкатывал один в пустом катере – все было супер. 

А потом в лодку садился напарник, заполнялся лайвелл, и мотор начинал в холостую перекручивать винт в воде. Обороты росли, а скорость и КПД падали. Переход на винт следующего размера по диаметру, и меньшего по размеру шага возвращал и обороты, и скорость, и делал их стабильными при любой загрузке лодки. Так что не всегда то, что хорошо для гонок, одинаково подойдет и для рыболовного турнира. 

С другой стороны, не всегда оправданы и трехлопастные винты, которые обычно применяют для катеров-буксировщиков (водные лыжи, вейк). Они заточены на максимальную тягу, но иногда оказываются тяжеловаты для мотора.

_DSC0325.jpg

Алюминий или сталь?

Стальные винты могут стоить в несколько раз дороже обычных дюралюминиевых. В чем же их преимущества? 

Ну, во-первых, они крепче. Стандартный алюминиевый  винт может критично повредиться о песок на мелководье, и даже при слишком быстром прохождении поля травы. На его кромке могут появиться зазубрины и заломы. Сама лопасть может погнуться. 

Во-вторых, стальные винты меньше подвержены эффекту кавитации – они не срываются в перекрут, при прохвате воздуха. То есть, они позволяют поднимать мотор (тримом или транцем) выше, чем с алюминием. А значит, уменьшается сопротивление подводной части мотора, и вырастает максимальная скорость. 

236872950a8bd9df3dc12a15e46e8503.jpg

Еще, у стали ниже коэффициент проскальзывания, а значит выше КПД. Максимальные показатели скорости катера можно получить только используя стальные винты.

Но некоторые преимущества стали, одновременно становятся и ее же недостатками. С одной бедой пришлось столкнуться и мне. 

Алюминиевый винт по сути расходник.  Стоит недорого, но редко переживает более одного сезона при ПАЛовской эксплуатации. При переходе на сталь на сложных акваториях (Сызрань, Васильсурск с их пеньками) есть риск в качестве расходника получить уже вал редуктора. А это совсем другие деньги. В 2012 году в Сызрани я «поймал» пенек со стальным винтом, и получил биение вала около 0,6-0,8 мм. 

Если не ремонтировать (а это замена вала!), то следом последует выход из строя сальников, и далее попадалово на замену всех внутренностей редуктора. Очень дорого. При этом винт остался неповрежденным. 

831dfd961e2a1c7805ee262aa49e094c.jpg

С тех пор эксперименты со сталью я провожу только на безопасных, и хорошо известных мне акваториях. С моей личной точки зрения разумной достаточности, использование в ПАЛе стальных винтов не очень оправдано. 

Скорость перемещения катера впрямую редко влияет на результат. Результаты стартовой жеребьевки нивелируют незначительные приросты скорости от использования стали. 

Возможно, в будущем, когда весь лодочный парк участников достигнет мощности максимально разрешенных 250-ти л.с. придется подойти к тюнингу  более плотно. Пока же, можно немного расслабиться и сосредоточиться на прокачке умения ловить рыбу. 

C уважением, Константин Кудинов

Еще материалы

Официально!

Подарок для участников и болельщиков PAL!

Больше PAL-а в Новом году!
25/12/2024
спонсорский материал

Всемирный день шоппинга в MaxFishing!

Не упусти момент
11/11/2024

ВИДЕО. HOT SPOT Zander. 3-й сезон. ФИНАЛ

Смотрим финальный выпуск 3-го Сезона шоу-турнира по ловле судака!
11/11/2024

ВИДЕО. HOT SPOT Zander. 3-й сезон. Эпизод 3

Смотрим третий выпуск 3-го Сезона шоу-турнира по ловле судака!
05/11/2024
спонсорский материал

PAL 2024: ФИНАЛ

Фильм от MaxFishig о Финальном этапе PAL 2024
01/11/2024

ВИДЕО. HOT SPOT Zander. 3-й сезон. Спецвыпуск

Смотрим спецвыпуск 3-го Сезона шоу-турнира по ловле судака!
28/10/2024

ВИДЕО. HOT SPOT Zander. 3-й сезон. Эпизод 2

Смотрим второй выпуск 3-го Сезона шоу-турнира по ловле судака!
22/10/2024
Эксклюзив

БИТВА НА ЩУКАХ. Финал. МЫ — Лучшие Рыболовы 2024!

Продолжаем серию выпусков #ЭкипажLIVE. Сегодня речь пойдет о том, как прошел 3 тур для экипажа Питерцов - Елисеев
15/10/2024

ВИДЕО. HOT SPOT Zander. 3-й сезон. Эпизод 1

Смотрим первый выпуск 3-го Сезона шоу-турнира по ловле судака!
13/10/2024

MIDA Trout Challenge 2024.

На пути к PAL Trout
13/10/2024

Финал PAL 2024. Лотерея и церемония награждения. Фотогалерея.

Фотографии лотереи среди гостей и церемонии награждения призеров 2-го Этапа и Лучших Рыболовов Года PAL 2024.
11/10/2024
Наши партнёры
123