Virage 535 Sport Prototype, история постройки и первый сезон на воде.
2015 год, разгар лета, 2-й этап Pro Anglers League в Саратове, именно тут я впервые познакомился с ребятами из Вираж-боатс, настоящими энтузиастами, поставившими себе целью сделать оптимальный рыболовный катер, надёжный, качественный, красивый, не дорогой и главное – максимально комфортный для ловли. Как раз в этот период мы с Сергеем были плотно озадачены выбором нового катера для выступлений в Pro Anglers League и в других турнирах в следующем сезоне. Хотелки были следующие. Первое, мореходный корпус, на котором можно комфортно перемещаться на крейсерской скорости практически в любую разумную волну. Второе, компоновку очень хотелось иметь похожую на бассовую, две высоких палубы со множеством функциональных рундуков, в середине консоль с двумя креслами, защищенная полноразмерным стеклом с форточкой. Третье, катер должен быть энерговооружён до зубов, три больших тяговых батареи для мощного 36-вольтового электромотора, мощный стартовый аккумулятор, питающий также бортовую сеть, трёхканальная бортовая зарядка от мотора и вторая четырёхканальная от сети 220В, лайввел длиной 130 см с объёмом от 130 л, топливный бак 150 л. Всё это уже подразумевает мотор от 150 л.с. и корпус длиной не менее 5.3 м. Особое пожелание – высоту борта нам хотелось бы иметь пониже, такую, чтобы и с рыбой удобнее было манипулировать и парусность была поменьше, но в тоже время, высота борта нужна выше, чем на бассовых лодках, которые часто захлёстывает волной на ходу и на якоре. Т.е. в голове рождался некий гибрид классического американского рыболовно-прогулочного и спортивного бассового катеров.
В то время ребята заканчивали работу над моделью Вираж 500 и следующим проектом был корпус длиной 535, который как раз удовлетворял всем нашим требованиям. И как только первый 535-й корпус воплотился в «железо», мы полетели в Саратов, чтобы на месте оценить качество, обсудить компоновку и остальные нюансы будущего катера. Конструктивные решения Виража надёжны и продуманны. Алюминиевые выкройки днища и бортов стыкуются с помощью специальных профилей, образующих киль и скулы катера. Борта и днище глубоко входят в пазы этих профилей и провариваются с двух сторон, таким образом, полностью исключается образование опасных трещин, даже если чисто гипотетически предположить разрушение участка сварного шва. Сверху борта усилены ещё одним уникальным профилем – планширем, который служит также привальным брусом. Снаружи в него вставляется твёрдая резина, предохраняющая борт, а внутри имеется Т-образный паз для быстрого крепления всевозможных приспособлений – очень удобная система. Далее алюминиевая скорлупа наполняется серьёзным силовым набором и «остаётся только» грамотно разместить на этой солидной основе консоли, сидения, лайввел, электрику, множество рундуков и т.п. С этого дня и началась работа над первым прототипом спортивной версии Вираж 535.
По всей логике катеростроения, эта модель, с килеватостью на транце в 19 градусов, должна иметь высокий транец, под мотор с ногой 635 мм и при габаритной длине 5.4 м максимальная мощность не должна превышать 150 л.с. Однако, мы выбрали Сузуки 175 с ногой 508 мм, заставив несколько изменить проект. Повышенная мощность тоже смущала производителя и силовой набор решено было усилить.
Опустим подробности нескольких месяцев кропотливой работы, бесконечных обсуждений, эскизов, споров и перенесёмся в середину июня 2016 – это время было определено для полной готовности Virage 535 Sport Prototype – как раз накануне первого этапа PAL 2016. И вот, погрузив весь наш ПАЛовский скарб и пристегнув новый двухосный трейлер МЗСА 81773G, мы отправляемся по знакомому маршруту Дубна — Саратов, чтобы торжественно разбить шампанское о борт первого спортивно-рыболовного Виража… Однако с праздником пришлось повременить, недоделок было немеряно, корпус фактически был без отделки и без оборудования. Следующие 6 суток смешались воедино, вся бригада работала практически без отдыха и сна. За эту неполную неделю алюминиевый остов оброс палубами, рундуками, консолями, картплоттерами, аккумуляторами, моторами и вечером 6-го дня катер был впервые спущен на воду Волгоградского водохранилища в полном боевом оснащении.
Спуск нового катера очень волнующий момент, особенно для тех, кто его проектировал и строил. Как он будет стоять на воде, как будет выходить на глиссер, какова будет скорость, как будет резать волну… Первым за руль по праву сел Юра Монин, идейный вдохновитель всего проекта Вираж, заложил несколько виражей, дал газу и… исчез из виду надолго. Вернувшись, он выглядел озадаченным, в его голове уже кружили новые идеи, новые чертежи… а для нас с Сергеем этот прототип должен стать главной рабочей машиной, можно сказать домом на предстоящий сезон, который начинался для нас уже завтра. Надёжность, простор, комфорт – первые впечатления, когда мы оказались в новом катере на воде. Максимальная скорость 77 км в час, нормально, и это без подбора винта и без вертикального лифта. Волны не было, но килевые валы катер проходил очень уверенно.
Уже на следующий день наш новенький Вираж приняли воды другого волжского водохранилища, Чебоксарского и далее по программе: Рыбинка, Иваньковка, снова Чебоксарка и снова Волгоградское водохранилище. Всего в 2016 году на Вираже мы приняли участие в пяти крупных турнирах: 3-х этапах PAL, Адреналин Опен и Джиг –Пари, тренировались на нём перед Чемпионатом России (выступать на Вираже там было нельзя, т.к. мощность моторов на ЧР ограничена 90 л.с.) и просто рыбачили . Пробег за сезон составил около 300 моточасов, в самых разных режимах, от поискового водоизмещающего, до «газ в пол» по метровой волне. Корпус мы не жалели, чаще наоборот, испытывали его на прочность и мореходность. На предыдущем катере мы всячески избегали любой волны, особенно встречной, идти даже по небольшой ряби в 30-40 см было очень не комфортно. На Вираже полная противоположность – мы не испытывали проблем ни разу, ход по волне очень мягкий. Корпус катера настолько жёсткий, что никакие удары и прыжки по волнам не способны его поколебать. За сезон эксплуатации ни одна заклёпка, ни один саморез, ни один сварной шов, не сломалась, не выкрутился, не разошёлся. Самые серьёзные испытания состоялись на Рыбинке. Хотя критических штормов не было, но несколько раз мы попадали в волну, больше которой уже как-то не хотелось. По такой волне мы разгонялись до 60 км в час. Один раз с нами в катере оказался старый рыбинский волк – Андрей Чуланов и он был поражён, насколько хорошо шёл Вираж по волне при своих небольших по рыбинским меркам размерах. Весь секрет в килеватости, 24 градуса на миделе и 19 на транце, в прочности корпуса, а также в расположении консоли и сидений.
Раз уж речь зашла о компоновке, расскажу о ней подробнее. Длина корпуса 5.4 м, ширина 2.3, высота борта от скулы до планширя 62 см, толщина днища и бортов 3 мм, транец 4 мм. Консоль расположена примерно посередине корпуса, т.е. она существенно смещена назад относительно классического положения консоли в рыболовных катерах. Соответственно и сидения также смещены ближе к корме от миделя и удары волн гораздо меньше ощущаются. Консольная зона разделяет палубу примерно на две равные части, на любой из которых свободно располагаются два спиннингиста. Высота палубы выбрана таким образом, чтобы её уровень был незначительно выше уровня воды, что является оптимальным для ловли и устойчивости рыболова при качке. В то же время, пространство под палубой позволяет разместить множество функциональных отсеков.
Под передней палубой расположены 4 сухих рундука, два из которых имеют специальный размер для стандартных коробок с приманками, два предназначены для хранения инструментов и различного оборудования. В середине отсек для хранения и перевозки спиннингов в сборе, вмещающий 9 удилищ длиной до 2.6 м. Под этим отсеком, уровнем ниже, расположены тяговые аккумуляторы и зарядные устройства. При необходимости, аккумуляторные батареи можно перемещать вдоль отсека, изменяя таким образом дифферент катера на нос или корму. На носу расположена ровная площадка под электромотор, в её стенку при желании можно врезать носовой эхолот.
Под задней палубой, сразу за сидениями, располагается лайвел размерами 130L*33W*35H см. Он оборудован двумя помпами, одна из которых с таймером и может качать воду на ходу, вторая предназначена для набора воды с глубины через шланг в случае жаркой погоды, а также помпой для рециркуляции или принудительного слива. По бокам лайвела имеются технические люки для доступа к помпам. Позади лайвела располагается ряд сухих рундуков для стандартных коробок с приманками, для еды и т.п. Два технических рундука в корме по бокам от рецесса, в одном из которых стартовый аккумулятор. Также два длинных рундука размещены вдоль бортов, в них удобно хранить не разобранные удилища, рукоятку от подсака и другие габаритные вещи. Под подиумом, на котором размещены кресла, также имеется большое пространство, где мы хранили одежду, фотокамеру и т.п. «Этажом ниже», под креслами, лайвелом и рундуками располагается топливный бак на 150 литров.
Отдельно отмечу водительскую консоль. По нашей просьбе её изготовили с плоской верхней поверхностью, чтобы установка картплоттеров была максимально удобной. Там у нас свободно разместились два Лорика HDS 12 и 8. А сузучьи приборы были врезаны в переднюю скошенную часть консоли. На мой взгляд, это очень грамотное решение и вероятно оно и дальше будет применяться на Виражах, а для любителей классики будет съёмная полукруглая приборная панель.
Для рыболовного катера одной из важнейших характеристик является остойчивость во время ловли, под этим я подразумеваю и величину крена при нагрузке на один борт и степень болтанки на волне. Во время второго этапа PAL на Рыбинке нам пришлось ловить в условиях серьёзной волны, приходилось немного смещаться ближе к середине корпуса, но в целом ловля была комфортной для таких условий. А когда двое встают на один борт – катер этого практически не замечает. Считаю, что по остойчивости Вираж 535 заслуживает твёрдую пятёрку. Его ширина по днищу составляет 1.9 м и по краям имеется выраженный отгиб скулы , который работает как брызгоотбойник и улучшает остойчивость катера с большой килеватостью. Также способствует остойчивости максимально глубокое размещение аккумуляторных батарей и зарядных устройств, а это примерно 140 кг веса.
Отмечу великолепную управляемость Виража на поворотах, он прекрасно цепляется килем за воду. Правда, для нас закладывание виражей не является основным занятием на воде.)) Зато мы часто используем скоростной поиск интересных структур и рельефа в режиме глиссирования с минимальной скоростью, когда ещё система бокового сканирования способна распознавать объекты. Для Виража 535 стабильное глиссирование начинается на 30-32 км в час, на этой скорости Lowrance LSS 3D выдаёт вполне приличную картинку.
Не обошлось, конечно, без ошибок, а как же без них, на то он и прототип! Их я вижу три. Прежде всего этого излишний вес, который катер получил при отделке. Большое количество отсеков, перегородок, внутренняя отделка рундуков ковролином, в совокупности на многих элементах можно существенно облегчить общий вес. Следующие две проблемы явились следствием нашего выбора мотора. Транец под мотор с ногой 508 мм явно низок для этого корпуса, уровень воды в статике в среднем был лишь на 5 см ниже транца – однозначно просится высота 635 мм. И главное – форма днища, оно было сделано с выраженным прогибом, иными словами – транец был опущен. Задумка была прижать нос при выходе на глиссирование с мощным мотором, но это привело к тому, что нос не отрывался от воды и на полном ходу. По этой причине катер терял в скорости процентов 10-15.
К серийным моделям Виражей эти недостатки не имеют никакого отношения – там всё продумано, испытано и сделано грамотно. А с нашим спортивным прототипом, как говориться, хотели как лучше)))
Что дальше? А дальше Virage 535 Sport Prototype II — встречайте в сезоне 2017!